Мир онлайн игр

games-online1При всем кажущемся многообразии онлайн игр, все они являются представителями небольшого количества типов, отличающихся друг от друга на структурном уровне. Разница между играми внутри одного и того же типа состоит исключительно в деталях. Именно здесь ведется активная работа не только разработчиков и дизайнеров, но в первую очередь маркетологов. Ведь наигравшись в любимую игру человек с наибольшей вероятностью станет играть в другую, но такую-же.

Можно выделить три уровня, на которых строятся онлайн игры:

games-types

  1. Визуальный уровень – графическое оформление игры, то что пользователь видит на экране
  2. Геймплей – непосредственно ключевой игровой процесс, ответные реакции игры на действия пользователя
  3. Структура игры – это все то, что построено вокруг геймплея, а именно: сюжет, энергия, внутренняя экономика, соревновательные/социальные/клановые механики и т.д.

Если большая часть пользователей перестает играть через неделю после прихода в приложение (игра надоела, или закончился контент), то говорить о монетизации сложно. Меняя игру на каком-то из уровней, разработчики получают “новые” игры. Компания King, например, использует одну структуру игры, меняя визуал и геймплей (Candy Crush Saga, Pet Resсue Saga, Farm Hero Saga и тд). Kabam выпускает множество клонов Kingdom of Camelot, изменяя лишь визуальную часть (The Hobbit, Dragons of Atlantis и тд). Angry Birds используют всем полюбившийся сеттинг, меняя при этом геймлпей и структуру игры (Angry Birds Go, Angry Birds Epic).

games1

Модель цикла вовлечения пользователя

  1. Сначала пользователь принимает решение о скачивании. На это решение влияют визуальная привлекательность, отзывы, бренд, имя разработчика, рекомендации друзей.
  2. Далее пользователь начинает взаимодействовать с игрой. В первые часы/дни наиболее важным фактором для пользователя становятся визуализация и геймплей, именно они отвечают за формирование интереса пользователя в начальный период.
  3. Одним геймплеем удерживать игроков на протяжении нескольких месяцев невозможно (делать одно и то же через какое-то время надоедает). Поэтому в период первоначального вовлечения игра должна постепенно перевести игрока на уровень структуры, то есть поставить перед ним цель, чтобы игрок постоянно возвращался в нее ради прогресса в игре, то есть не ради того, чтобы проехать очередную гонку, а ради того, чтобы «прокачать» машину или открыть новую трассу и т.д.
  4. Дальше включаются соревновательные, социальные, клановые механики, которые могут поднять уровень мотивации игрока на еще более высокий уровень, например, лидирующее место в топе игроков или уважение/признание за вклад в общее дело.

mobil-gamer

Ниже представлена примерная классификация типов структур финансово успешных игр:

  • King Style Puzzle
  • Strategy
  • Action with progress
  • Card battler
  • Farm
  • Casino
  • Runner
  • Paid

Надо сказать, что существуют и другие структуры игр. В большинстве случаев они получаются путем скрещивания приведенных структур или частичного заимствования механик.

King Style Puzzle

Самые популярные примеры – Candy Crush Saga,  Pet Resсue Saga, Jelly Splash, Farm Hero Saga. Структура кинговских пазлов – яркий пример использования одной структуры игры с разными геймплеями. Игра имеет, как соревновательный аспект (соревнование с друзьями в продвижении по карте, за лучший результат в рамках конкретного уровня), так и кооперативный аспект (возможность помочь/подарить сердечко своему другу). Прогресс в игре выражается в продвижении игрока вперед по сюжету (по карте). С движением вперед геймплей постепенно углубляется и усложняется. Монетизация строится на продаже ускорения прогресса. Игра предлагает «читы» (уловки), которые помогают игроку быстрее двигаться вперед. Геймплей при этом не имеет особого влияния на финансовые показатели, у всех игр этого типа они почти идентичны.

Pet Resсue Saga

Strategy

Самые популярные – Clash of Clans, Game of War, а также множество игр с одинаковой структурой и разным оформлением от Kabam (Kingdom of Camelot, The Hobbit, Dragons of Atlantis) до Modern War. Прогресс в подобных играх выражается в развитии атакующей и защитной мощи игрока. Игрок начинает с маленькой незащищенной деревни (базы/замка) c одним типом воинов и постепенно движется вперед, что очень хорошо отражается на визуальном уровне, в каждый момент у пользователя есть конкретная желанная цель (открыть нового воина, усилить стену и т.д.), к которой он стремится. Игрок постоянно видит деревни других игроков. Когда он попадает в деревню более сильного игрока, то он видит в деле еще закрытые для него здания, что вызывает в нем желание открыть их и догнать соперника. Ему предлагается ускорение апгрейда, строительства, создания армии. Монетизация строится на ускорении прогресса, а на самом деле – на продаже времени.

Game of War1

Action with progress

Наиболее яркие примеры – Deer Hunter и CSR Racing, Injustice: Gods Among Us (хотя тут есть заимствования из карточных баттлеров), Robocop. Большинство шутеров (от англ. shooter – стрелок), гонок и файтингов (от англ. fighting – бой, драка, поединок, борьба) строятся на основе этой структуры игры. Прогресс обычно заключается в продвижении по сюжету игры. При этом для продвижения требуется «прокачивать» персонаж/машину/оружие, так как в определенный момент у игрока уже не будет шансов победить соперника. На этом и строится монетизация игры.

spidi1

Card Battler

Наиболее известные примеры карточных баттлеров – это Marvel War of Heroes, Blood Brothers. Карточные баттлеры – пример структуры игры, где нет геймплея, игра сводится к «тапанию» на экран телефона. Прокачивание карт, поиск необходимой карты в миссиях, комбинирование разных карт в поиске оптимальной колоды, поиск взаимозависимостей между разными картами обеспечивают большую глубину карточным баттлерам. В подобных играх важную роль играют социальные механики – кланы/альянсы и соперничество. Также, присутствуют коллекции, ивенты и прочие механики, которые способствуют удержанию и вовлечению игроков. Основным двигателем монетизации является миниказино, с помощью которого можно получить карты, напрямую нужные карты не продаются, зато можно купить наборы со случайными картами.

Card Battler1

Farm

Наиболее известные представители – Hay Day от Supercell, Мегаполис, Tapped Out, Disco Zoo (отличия обычно находятся на визуальном уровне). Прогресс в подобных играх обычно выражается в развитии своей фермы/города/зоопарка. Игрок занимается управлением ресурсами (самые базовые ресурсы добыаются просто, для более высокоуровневых требуются ресурсы базового уровня и так далее). На вырученные деньги с продажи ресурсов можно купить новые здания, а при достижении опредленных уровней открываются новые возможности. Если внимательно присмотреться, то стратегии во многом похожи на фермы, но в них фермерская составляющая максимально упрощается, а подчеркиваются другие аспекты игры. Монетизация ферм строится на продаже времени, а также на открытии зданий или других позиций, которые на данный момент недоступны.

farm1

Casino

Азартные игры во многих странах запрещены, поэтому игра теперь происходит в виртуальном пространстве. Чаще всего установки специальных программ не требуется. Клиентам предлагают старые добрые игры – рулетку, блэк-джек, покер и слотс. Практически все «мобильные казино» предлагают испытать удачу и выдают новичкам «виртуальные кредиты». Это позволяет игроку освоить процесс и научиться делать ставки. Приобрели некоторый опыт, освоились, – теперь можно переходить на реальные деньги. Но для этого необходимо пополнить счет. Стоит упомянуть, что любая ставка, которую пользователь отправляет на короткий номер по SMS, стоит денег – обычно в пределах 15 центов, то есть определенная сумма будет сниматься со счета даже в случае выигрыша. Если удалось выиграть, то получить деньги можно будет не сразу. Бывают случаи, когда компания не желает расставаться с деньгами, ссылаясь на «ошибку компьютера», «игру не по правилам» и т.д. Кстати, вероятность выигрыша в подобных проектах на самом деле ничтожно мала. Тут действует старое доброе правило – «заведение всегда выигрывает».

casino-online-04-1

Runner

Наиболее популярные – Temple Run, Lara Croft, Subway surfers, Angry Birds, Spider-Man Unlimited, Crazy Taxi. Раннеры (от англ. runner – бегун) – это не только бег через препятствия. Разработчики постоянно добавляют в этот жанр новые идеи, это одно из самых распространённых направлений для пользователей крупных смартфонов и почти всех планшетов. Все раннеры используют принцип нарастания скорости. Чем больше времени проходит, тем быстрее бежит персонаж, тем сложнее реагировать на появляющиеся препятствия. По ходу игры можно собирать различные бонусы, монеты и так далее. Кроме того, обычно игрокам выдаются специальные задания, позволяющие нарастить уровень и посоревноваться с другими. Монетизация строится  приобретении дополнительных бонусов за особую игровую валюту, добываемую полностью или почти полностью за счёт вложений реальных денег.

Subway surfers1

Paid

Paid – игры, распространяемые за деньги (модель продажи геймплея за установленную цену, пришедшая из мира PC и консольных игр). Cегмент платных мобильных игр постепенно стагнирует.

По материалам сайтов gopractice.ru, npsod.ru, housea.ru, kazinobet.ru, jtechnology.ru, vipsmart.org, habrahabr.ru