Делаем бэкапы

Делать резервные копии не только нужно, но и критически необходимо. Однако, прежде чем их делать, надо подумать о том, где хранить резервные копии и как их делать. Файлов так много, а времени так мало, что в результате многие оставляют резервное копирование на потом, а потом забывают об этом. Но ничего сложного здесь нет, и любой пользователь компьютера может с этим справиться. Ответим на все самые важные вопросы о бэкапах: когда, куда, где и как их делать.

Когда?

Чем чаще, тем лучше, а главное – регулярно. Лучший вариант – создать себе график бэкапов через равные промежутки времени. В идеале резервное копирование стоит автоматизировать, и для этого есть специальные программы.

Важно учесть, что у разных данных – разная ценность и разная частота обновления, и делать бэкапы этих данных разумно с разными интервалами. Например, если вы каждый день работаете над неким большим проектом – бэкап файлов, относящихся к этому проекту, лучше делать каждый день, чтобы не потерять потом несколько дней на восстановление данных, если что-то случится. А папка с фотографиями обновляется гораздо реже, и резервного копирования раз в квартал должно быть вполне достаточно.

Куда?

Главный принцип: бэкапы нужно делать на устройство, которое может отделяться от основной системы, где находятся данные. Только тогда можно быть уверенным, что их удастся спасти, если систему атакует какой-нибудь шифровальщик. Здесь есть четыре основных варианта: USB-флешка или внешний жесткий диск, сетевое хранилище (NAS, Network Area Storage) или облачное хранилище. Решите, какой из них для вас удобнее.

backup-1

USB-флешка компактна и удобна в транспортировке, но флеш-память может изнашиваться при частой перезаписи, так что надежность такого хранилища невелика. К тому же ее легко сломать или потерять. Так что для регулярных бэкапов и как постоянное хранилище этот вариант не очень подходит – но может послужить вспомогательным средством.

Преимущества внешнего жесткого диска – в его способности хранить большие объемы данных при достаточно небольшой цене за гигабайт. Недостатки – в том, что его не очень удобно носить с собой, а про регулярность бэкапов на него нужно вспоминать самостоятельно и подключать его вручную каждый раз, когда нужно скопировать данные. Еще один недостаток – жесткие диски часто не переживают падений, так что обращаться с таким хранилищем надо очень аккуратно.

NAS (англ. Network Attached Storage — является сервером для хранения данных на файловом уровне) – это, по сути, маленький компьютер с жесткими дисками, доступный из вашей локальной сети. Удобство такого хранилища в том, что оно позволяет настроить автоматическое резервное копирование и больше не думать об этом вопросе. Главный недостаток – цена: поскольку NAS – это маленький компьютер, то и стоит он как компьютер. Также важно настроить NAS, чтобы он не был напрямую доступен с компьютера как сетевой диск: многие шифровальщики при попадании на компьютер научились шифровать и сетевые носители.

Где?

Бэкапы стоит делать на всех устройствах, которыми вы пользуетесь. На компьютере, ноутбуке, смартфоне, планшете, даже на портативной игровой консоли, если она такое позволяет. И бэкап на смартфоне – это ничуть не менее важно, чем на персональном компьютере. Большинство из нас делает на смартфон фотографии, которые потом совсем не всегда попадают на компьютер.

К счастью, возможность делать резервные копии контента, данных и настроек смартфона предоставляют сами операционные системы.

  • На iOS бэкапы делаются в облачный сервис iCloud или при подключении к компьютеру – в локальную папку iTunes. Объем бесплатного хранилища iCloud – 5 Гбайт, а дальше Apple попросит вас заплатить.
  • На Android копии делаются на сервера Google – для этого нужно включить в настройках функцию «Архивация данных».

Настоятельно рекомендуем настроить бэкапы системы и настроек приложений. Всякое бывает: телефоны теряются, их крадут, они тонут в водоемах и ваннах, а бэкап телефона позволит не только не потерять важные данные, но и настроить новый аппарат в считанные минуты.

Как?

В идеале бэкапы хотелось бы автоматизировать. Различных решений для автоматического резервного копирования очень много, вам нужен компонент с говорящим названием Резервное копирование. Он позволяет настроить все так, как вам было бы удобно.

Сначала вы выбираете файлы для копирования: можно взять сразу все, можно выбрать только фотографии и изображения, фильмы или музыку. Другой вариант – назначить отдельные папки, из которых копироваться будут все файлы.

Можно выбрать и то, куда сохранять копии данных: в защищенное облачное онлайн-хранилище, на съемный носитель или на сетевое хранилище NAS.

Остается задать регулярность запуска резервного копирования: по требованию, ежедневно, ежемесячно, или же настроить другой временной интервал.

backup-2

Делать резервные копии  вручную или же настроить все один раз и в дальнейшем доверить это системе – выбирать вам. Помните, ваши данные стоят того, чтобы застраховать их от несчастного случая, который, как это всегда бывает, может произойти в самый неподходящий момент.

По материалам сайтов kaspersky.ru, habr.com, gurudroid.net, it-uroki.ru